Школа –это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
А .Барбюс
Литературное развитие школьников не может успешно осуществляться без участия их во внеклассной работе по предмету. В организации такой работы определились некоторые основные принципы:
u Тесное взаимодействие всех видов внеурочных занятий в формировании гражданской активности, читательской культуры, в художественном и эстетическом воспитании школьников;
u Широкое использование разнообразных игровых видов работы, стимулирующих фантазию, пробуждающих художественные интересы и способности учеников
В изобилии и разнообразии форм внеклассной работы можно выделить две основные группы :формы периодические ( КВНы, читательские конференции, чемпионат кроссвордистов, диспуты, конкурсы, путешествия, олимпиады, концерты, интеллектуальные игры… ) и постоянные ( клубы, кружки).
Внеклассная работа помогает углубить приобретаемые на уроках знания, расширить лингвистический кругозор, повысить общую языковую культуру учащихся.
Первая задача учителя – словесности с точки зрения интересов и возрастных потребностей ребёнка – защитить, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Второе направление деятельности – общение.
1.
Проблема общения выводит на понимание детьми общечеловеческих ценностей. Это закладывается через хорошо организованную систему воспитательной работы и должно стать нормой для учащихся.
Третье направление – познавательная деятельность учащихся. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
· Проведение мероприятий , расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика,
· Организацию мероприятий по совершенствованию учебных умений и возможностей.
Для решения всех поставленных задач нужно:
· Ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
· Разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
· Использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
· Создавать положительную установку на предстоящую деятельность
Внеурочная деятельность играет большую роль для повышения мотивации учащихся. Школьный литературный клуб, который посещают учащиеся 6- 11 классов,- сложная , комплексная форма, включающая в себя разные виды внеклассной работы ,имеющие ряд преимуществ:
· Стабильность (что способствует зарождению и развитию школьных традиций);
· Систематичность (что даёт возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность, поскольку организуется разностороннее восприятие
3.
· учащимися художественной литературы, воздействие на разные органы чувств)
· Массовый характер работы (что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников)
Виды деятельности самые разнообразные:
· поиски материалов (документов, книг, рисунков, фотографий) о писателях и их творчестве,
· подготовка и проведение предметных олимпиад, литературных праздников и гостиных,
· организация литературных выставок;
· участие в конкурсах различного уровня, начиная с внутришкольных и заканчивая российскими,
· кроме того, на заседании клуба обсуждаются социально – значимые темы, а также темы, касающиеся профилактики алкоголизма, наркомании и СПИДа;
Продуктом клубной деятельности учащихся –подростков явилась собственная газета «Пульс»
Выпуск школьной газеты, несомненно, способствует участию школьников в социальной практике и профессиональной писательской и публицистической пробе. Цель создания школьной газеты следующая: обучение навыкам самостоятельной и творческой работы, развитие коммуникативных навыков, создание доступных условий для развития инициативы.
Собираясь вместе, члены клуба обсуждают, что в работе получилось, а что нет, предлагают новые рубрики. Спорт и культура, досуг и юмор –это только малая часть тем, освещаемых в школьной газете. Вот небольшой перечень рубрик, часто встречающихся в газете: » Вести с уроков»,»Всё обо всём»,» Первый шаг», «Размышлизмы», « Родительская страничка», « Классные новости», « Фрагменты нашей жизни», « Переменка», «Приколюхи»,« Хочу сказать», «Советы психолога», где можно найти много полезного: как повысить свою самооценку, как перестать бояться экзаменов, как развивать свои коммуникативные способности, даются рекомендации по организации учебной деятельности.
Каждый член клуба имеет право
o Выступать с какой – либо инициативой
o Выражать своё мнение по обсуждаемому вопросу
o Решать все текущие вопросы
o Активно участвовать в проводимых мероприятиях
Конечным результатом работы может быть следующее:члены клуба должны научиться:
· Свободно участвовать в дискуссиях, соблюдая все логические и этико – психологические законы и правила,
· Свободно излагать в форме письма, статьи, очерка, эссе свои мысли, убеждения, оценки;
· Слушать и слышать собеседника, задавая вопросы разных типов,
· Развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память.
· Повышать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир;
· Прививать навыки выразительного чтения
Целесообразна такая очерёдность представления материала.
Познавательные игры и викторины
Игры –соревнования под девизом « Кто больше знает?»,
«Кто лучше помнит?», требующие от участников не только знаний, но и находчивости, смекалки, вызывают живой интерес. Содержание их, сложность вопросов зависят от интересов, знаний и возраста учащихся.
Литературная викторина может быть составлена из таких вопросов: назвать все наиболее известные произведения писателя, место его рождения; перечислить персонажей из литературного произведения; определить персонажей по их портретам, высказываниям, назвать их имена; определить произведение по эпиграфу,
по прочитанной из него цитате; по музыкальному произведению, созданному на его основе
(«Травиата» Верди – « Дама с камелиями» Дюма –сына), назвать настоящие фамилии писателей по их литературным псевдонимам (Стендаль –Анри Бель, Вересаев – В.В. Смидович)При проведении этих викторин целесообразно использовать т. н. наглядные вопросы: репродукции картин, фотографии скульптур, кадры из кинофильмов.