Участники: учащиеся 8-9 классов
Цели:
· Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.
· показать, какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие России.
- учить детей анализировать факты, воспитывать любовь к знаниям.
- закрепить представление о направлениях в литературе;
- углубить знания о стихотворной речи, её особенностях, жанрах;
- развивать умение видеть художественные средства в поэтической речи.
- расширить познания учащихся о реформах в русском языке,
- показать особенности культуры XVIII в.,
- развивать интерес к истокам русской литературы.
Оборудование:
· карта "Россия в XVII–XVIII вв.";
· портрет М.В.Ломоносова;
· рисунок в журнале "Читаем, учимся, играем", № 4, 2001.
· портреты Петра I, Елизаветы Петровны, М. В. Ломоносова.
На доске:
Портрет .
Запись : М.В.Ломоносов (1711–1765)Первый русский академик
Эпиграф: "Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна..."
М. Ломоносов
Учитель (читает цитату): "Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова" (Б.В.Шергин). Сегодня вы узнаете, почему М.В.Ломоносова называют "звездою первой величины" и почему именно он стал первым русским академиком (Читает эпиграф урока). Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажете, как их понимаете.
А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий восемнадцатый век, в Архангельскую губернию Поморского края.
I. Представление учащимися сцены того, как М. Ломоносов покинул отчий дом и ушел в Москву учиться.
Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства…
Н.М. Карамзин
· Что было характерно для общественной мысли XVIII века, вокруг чего велись споры? Каковы были идейные задачи этого периода?
·
Слово историку : Россия петровского времени – молодая страна. С Петром Россия вошла в новое время – в эпоху Просвещения. Дух этой эпохи – рост светской образованности, развитие философской мысли. Основная надежда возлагалась на благодетельную силу разума и науки, способных духовно возвысить человека.
В первой четверти XVIII века окончательно сформировалась абсолютная монархия, которая играла активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни страны. Она расширяла и укрепляла феодальное землевладение и крепостное право, проводила выгодные господствующему классу реформы. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причесок. Таким образом, в России сформировался свой кодекс поведения. Петр I не только сбрил бороды и укоротил платье, но и вывел женщину в свет из теремов, поставил образование на более высокий уровень.
– Свой вопрос я хотел бы адресовать вам, Михаил Васильевич, вы ярый сторонник движения просветителей России, вы крупнейший русский ученый и поэт. Прожили яркую, необыкновенную жизнь. Явились основоположником многих отраслей русской науки, внесли неоценимый вклад в русскую литературу. Как вам удалось достичь таких высот? Расскажите немного о себе.
Ломоносов: До 19 лет я жил в своей деревеньке Денисовке и помогал отцу в рыбном промысле. Меня с детства влекло к знаниям. Я прочитал все книги, какие мог достать в поморском селе, выучил наизусть учебники по славянской грамматике и арифметике. От знакомого дьячка я услышал, что для приобретения большого знания и учености надо владеть латинским языком, а “сему не инде можно научиться в Москве, Киеве или только в Петербурге”.
И вот суровой зимней порой, присоединившись к рыбному обозу, я отправился в Москву, в поход за знаниями. Скрыв свое мужицкое происхождение, я поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую духовную академию. Не имея никакой материальной поддержки, я терпел голод и нужду, но учение не оставлял. За один год я самостоятельно изучил программу 3-х классов, и в короткий срок овладел латинским языком, на котором в то время писались все научные книги.
Но эта академия готовила священников, а я неудержимо рвался к светским наукам: читал книги по физике, математике, истории, философии. В 1735 году судьба улыбнулась мне: в числе лучших учеников меня отправили в Петербургскую Академию наук для завершения образования, а через год – в Германию. За границей я изучил горное дело, металлургию, химию и в 1742 году вернулся в Россию, в Петербург…
Ведущий: …вполне сложившимся ученым. Вы стремились поставить науку на службу Родине, так как. пришли в Академию наук с ясно осознанной целью: подготовить русских ученых, которые должны заботиться о просвещении народа. А с какими трудностями сталкивались?
Ломоносов: Российская Академия наук была далека от тех задач, которые выдвигал я. Ученые иностранцы, поддерживаемые придворными, оттесняли русских от науки всеми средствами, ставили их в зависимое положение! Я оказался в трудных условиях. Академики не признавали ценности моих научных трудов. Когда я восстал против “худого состояния Академии” меня даже подвергли аресту. Но я был полон “благородной упрямки и смелости в преодолении всех препятствий к распространению наук в Отечестве”.
Продолжение рассказа учителя с демонстрацией репродукций из журнала "Читаем, учимся, играем", номер 4, 2001 г.
Ломоносов стал основоположником многих наук, которые после него получили широкое распространение в России.
В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый российский университет, добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
… Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Н.А. Некрасов
· Какие важные события происходили в жизни М.В. Ломоносова в перечисленные годы?
1711 –
1730 –
1736 –
1741 –
1745 –
1755 –
1757 –
1765 –
· Почему В.Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”?
С творчеством Ломоносова в русскую литературу пришёл классицизм, а с ним и высокий жанр оды.
Запись на доске:ОДА (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин ). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность.
Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг.
Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.
У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. По словам Г.П. Макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями Ломоносова. В преобразовательной деятельности Петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. Поэтому постоянная тема его од — деятельность Петра, которая, по Ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны.
Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». 
Прочитать оду «На день восшествия…» полностью.
Как вы понимаете строки из оды, в которых говорится, что науки «В счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут»?
· Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение.
(прослушивание вариантов)
· К кому обращается автор в первых строках отрывка?
· К чему он их призывает?
Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».
· К какому «штилю» можно отнести это стихотворение?
· По каким признакам мы определили данный «штиль»?
· Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”?
· Как относится автор к Петру I и Елизавете?
· Каково отношение к науке у преемников Петра I?
· Что поэт советует Елизавете?
· В чём состояла насущная задача страны?
· Как бы вы определили главную тему оды?
(Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)
Какие худежественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?
- усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);
- славянизмы (“хощет”, “тщание”);
- инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);
- особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);
- сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);
- эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).
Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие?(Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)
А. Д. Кившенко. «Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы». 1880. 
Подведение итогов : Гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него.