Викторина проводится в форме соревнования между командами.

За несколько дней до соревнования всем участникам рекомендуется прочитать  литературу, посвящённую жизни  и творчеству А.П. Гайдара

 

I. Конкурс капитанов команд.

1. Зачитать текст упражнения 83 из учебника русского языка.

а) Из какого произведения А. П. Гайдара эти строки?

б) Найти фразеологические обороты в этом тексте и объяснить их значение.

2. Прочитать упражнение 566.

а) В каком стиле написан текст (научный, художественный, публицистический)? Почему?

б) Как можно озаглавить текст? К чему призывает А. П. Гайдар молодежь?

3. На каких фронтах воевал А. П. Гайдар?

4. Какие брови были у Шебалова, героя одной из повестей А. П. Гайдара? Назвать эту повесть.

II. Конкурс художников.

На рисунках изображены герои произведений А. П. Гайдара, эпизоды повестей и рассказов.

Участники конкурса должны определить, кто изображен на рисунке, какой эпизод или событие.

III. Вопросы для всех участников викторины.

1.        Кому принадлежат слова: «Я ушел воевать за светлое царство социализма. Царство это было далеко. Чтобы достичь его, надо пройти много трудных дорог и сломать много тяжелых препятствий»? (Ответ: Борису Горикову, повесть «Школа»).

2.        Откуда и чьи это слова: «Не плачь, мальчуган, и не бойся, больше он тебя не тронет»? (Ответ: Сергей – Димке, повесть «Р.В.С» ).

3.        Назовите действующих лиц по описанию их внешности:

а) «В вагон вошли двое, высокий, сероглазый с крестообразным шрамом ниже левого виска, а с ним шестилетний белокурый  мальчуган, но с глазами темными и веселыми» (Ответ: Алька и его отец, «Военная тайна).

б) «В то же мгновение в просвете  мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед ней встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди, которой была вышита красная звезда». (Ответ: Тимур, «Тимур и его команда»).

4. Из какого произведения эти строки: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь свою огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». (Ответ: «Чук и Гек»)

5.Школьники предлагают инсценировку, имена героев не называются. Содержание эпизода: летчик Федосеев дарит Володьке компас. Вопрос: о чем эпизод и название произведения? (Ответ: в благодарность за спасение и как напоминание, что географическую карту надо учить, «Дым в лесу»).

6. В фамилию какого действующего лица гайдаровской повести входит звук, издаваемый земноводными животными? (Ответ: Квакин)

7. Как звали Чука и Гека? (Чук и Гек).

8. На доске написаны следующие имена и фамилии: Тимур, Женя, Коля, Колокольчиков, Ладыгин, Сима Симаков, Гейка, Ольга, Георгий, Нюрка. Доска делится  на две части. Вызывается по одному представителю от команды. Каждый из них записывает только тех, кто входит в «команду Тимура», и подчеркивает в общем списке тех, кто не входит в нее. (Ответ: Ольга, Георгий).

9. Как называется детское движение, которым мы обязаны А. П. Гайдару? (Ответ: тимуровское).

10. Какие кинофильмы созданы по произведениям А. П. Гайдара? (Выигрывает тот представитель команды, кто запишет большее число фильмов в определенное время).

11. В каком произведении и кто рассказывает малышам сказку? Как он называется? (Ответ:  Натка  в повести «Военная тайна», «Мальчиш – Кибальчиш»).

12.Поэту, посвятившие А. П. Гайдару стихи: (Ответ: С. Маршак, С. Михалков

13. Какой писатель написал книгу рассказов о Гайдаре и как она называется? (Ответ: Борис  Емельянов, «Рассказы о Гайдаре»).

14. Что обозначает псевдоним писателя? (Ответ: идущий, шагающий впереди).

IV. Конкурс биографов А. П. Гайдара

                На столе 4 конверта. Каждый участник (их два человека) берет по два конверта.

Вопросы:

1.        В каком городе родился А. П. Гайдар?

2.        В качестве кого А. П. Гайдар попал на фронт?

3.        Сколько лет было А. П. Гайдару, когда он попал на фронт?

4.        В каком году и где погиб А. П. Гайдар?