Викторина проводится в форме соревнования между командами.
За несколько дней до соревнования всем участникам рекомендуется прочитать литературу, посвящённую жизни и творчеству А.П. Гайдара
I. Конкурс капитанов команд.
1. Зачитать текст упражнения 83 из учебника русского языка.
а) Из какого произведения А. П. Гайдара эти строки?
б) Найти фразеологические обороты в этом тексте и объяснить их значение.
2. Прочитать упражнение 566.
а) В каком стиле написан текст (научный, художественный, публицистический)? Почему?
б) Как можно озаглавить текст? К чему призывает А. П. Гайдар молодежь?
3. На каких фронтах воевал А. П. Гайдар?
4. Какие брови были у Шебалова, героя одной из повестей А. П. Гайдара? Назвать эту повесть.
II. Конкурс художников.
На рисунках изображены герои произведений А. П. Гайдара, эпизоды повестей и рассказов.
Участники конкурса должны определить, кто изображен на рисунке, какой эпизод или событие.
III. Вопросы для всех участников викторины.
1. Кому принадлежат слова: «Я ушел воевать за светлое царство социализма. Царство это было далеко. Чтобы достичь его, надо пройти много трудных дорог и сломать много тяжелых препятствий»? (Ответ: Борису Горикову, повесть «Школа»).
2. Откуда и чьи это слова: «Не плачь, мальчуган, и не бойся, больше он тебя не тронет»? (Ответ: Сергей – Димке, повесть «Р.В.С» ).
3. Назовите действующих лиц по описанию их внешности:
а) «В вагон вошли двое, высокий, сероглазый с крестообразным шрамом ниже левого виска, а с ним шестилетний белокурый мальчуган, но с глазами темными и веселыми» (Ответ: Алька и его отец, «Военная тайна).
б) «В то же мгновение в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед ней встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди, которой была вышита красная звезда». (Ответ: Тимур, «Тимур и его команда»).
4. Из какого произведения эти строки: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь свою огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». (Ответ: «Чук и Гек»)
5.Школьники предлагают инсценировку, имена героев не называются. Содержание эпизода: летчик Федосеев дарит Володьке компас. Вопрос: о чем эпизод и название произведения? (Ответ: в благодарность за спасение и как напоминание, что географическую карту надо учить, «Дым в лесу»).
6. В фамилию какого действующего лица гайдаровской повести входит звук, издаваемый земноводными животными? (Ответ: Квакин)
7. Как звали Чука и Гека? (Чук и Гек).
8. На доске написаны следующие имена и фамилии: Тимур, Женя, Коля, Колокольчиков, Ладыгин, Сима Симаков, Гейка, Ольга, Георгий, Нюрка. Доска делится на две части. Вызывается по одному представителю от команды. Каждый из них записывает только тех, кто входит в «команду Тимура», и подчеркивает в общем списке тех, кто не входит в нее. (Ответ: Ольга, Георгий).
9. Как называется детское движение, которым мы обязаны А. П. Гайдару? (Ответ: тимуровское).
10. Какие кинофильмы созданы по произведениям А. П. Гайдара? (Выигрывает тот представитель команды, кто запишет большее число фильмов в определенное время).
11. В каком произведении и кто рассказывает малышам сказку? Как он называется? (Ответ: Натка в повести «Военная тайна», «Мальчиш – Кибальчиш»).
12.Поэту, посвятившие А. П. Гайдару стихи: (Ответ: С. Маршак, С. Михалков
13. Какой писатель написал книгу рассказов о Гайдаре и как она называется? (Ответ: Борис Емельянов, «Рассказы о Гайдаре»).
14. Что обозначает псевдоним писателя? (Ответ: идущий, шагающий впереди).
IV. Конкурс биографов А. П. Гайдара
На столе 4 конверта. Каждый участник (их два человека) берет по два конверта.
Вопросы:
1. В каком городе родился А. П. Гайдар?
2. В качестве кого А. П. Гайдар попал на фронт?
3. Сколько лет было А. П. Гайдару, когда он попал на фронт?
4. В каком году и где погиб А. П. Гайдар?