Аналитическая справка по теме

                   "Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности 

                                           учителя и классного руководителя"

 

ВВЕДЕНИЕ

 В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.  Во-первых,  динамичное  развитие российского общества  требует формирования в человеке  не столько  социально-типичного, сколько  ярко индивидуального, позволяющего ребенку  стать и оставаться самим собой   в быстро изменяющемся социуме.  Во-вторых, психологи и  социологи отмечают, что нынешним школьникам  свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь,  детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии  с учащимися.  В третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений  детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.  Отсюда  очевидна необходимость  построения  личностно-ориентированных  систем  обучения и воспитания школьников.

                Процесс обучения в нашей школе  имеет  развивающий характер,  содержит  в себе проблемные ситуации, строится на основе методики  сотрудничества,  сотворчества, совместного поиска.

В такой сфере  воспитания и обучения  постоянно присутствует "мысленная деятельность – без переутомления,  без рывков,  спешки и надрыва духовных сил" (В. Сухомлинский).  Многолетняя практика показала, что хороших результатов в обучении и воспитании можно добиться лишь в личностно-ориентированном образовании. 

В.А. Сухомлинский считал,  что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в  детский ум  и сердце  входила красота  настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, "открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги". Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития.

Цели  педагогической  деятельности:

-всестороннее развитие личности;

-формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;

-воспитание целостного  взгляда на мир, способности  к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений.

Пути достижения целей:

-реализация принципов  педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения при организации учебно-воспитательного процесса;

-использование опережающего обучения;

- интеграция содержания учебного материала;

В личностно-ориентированном образовательном процессе усвоение знаний из цели превращается в средство  развития ученика с учетом его жизненных ценностей, потребностей, намерений, реальных  возможностей .

Особенно важное значение приобретает умение человека  осуществлять пожизненное, непрерывное образование. Модель учащегося как субъекта  самообразования включает в себя информационную и  деятельностную подготовленность  на современном уровне знаний и владение творческим мышлением. Процесс образования и самообразования учащегося, как процесс реализации его модели, является  успешным, так как он  становится  личностно значимым. Поэтому организованное обучение должно поддерживать способы свободного, самостоятельного становления личности. Готовность к самообразованию предполагает наличие у человека определенного  объема общеобразовательных и политехнических знаний, на которых строится процесс самообразования. Данная совокупность знаний и умений использовать их выступает в качестве фундамента в самообразовательной познавательной деятельности.

Наиболее эффективными с точки зрения развития познавательной активности учащихся, следует признать следующие методы и приемы: постановка проблемы, разрешение проблемных ситуаций, создание ситуаций успеха, составление плана материала, сравнение фактов, примеров,  самостоятельная формулировка  учащимися выводов, самостоятельная работа с учебником, творческие работы учащихся,  построение алгоритмов решения орфографических и  грамматических задач, различные текстовые работы; работы со словарями и справочной литературой; редактирование написанного текста. Развитие познавательной активности происходит путем усиления самостоятельности при выполнении обычных упражнений: диктантов, списывания с заданиями, различных видов разбора, орфографического комментирования, конструктивных предложений, построения таблиц, схем. Развитию познавательной активности  учащихся способствует обновление форм организации учебной деятельности.

 

   Позитивная динамика учебных достижений обучающихся  за  последние  три года.

    Обоснованность и эффективность применяемой методики подтверждается  устойчивым ростом интереса учащегося к изучению русского языка,  улучшением качества знаний.  Для формирования познавательного интереса при обучении русскому языку и литературе основными можно назвать следующие  типы уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, аукцион,  урок-конкурс, урок-праздник, урок-экскурсия,  урок собеседование,  урок-консультация, урок-семинар, урок-зачет, урок-результат, общественный смотр знаний. (прил.1/1)

   Каждый из названных выше уроков имеет свои цели и задачи, направленные на развитие познавательного интереса учащихся.

Положительные результаты достигаются  благодаря использованию следующих средств: учебник, наглядность,  (рисунки, схемы, фишки, плакаты и т.д.), дидактический материал, слово учителя, ТСО.

 

Результаты реализации педагогической деятельности:

-формирование у учащихся устойчивого интереса к учебной и творческой деятельности;

-формирование у учащихся навыков познавательной и творческой деятельности.

   На протяжении  последних лет наблюдается положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. (Прил. 1, 2 )

За 2005 - 2006 учебный год качество знаний по русскому языку повысилось на 4%,  по литературе - на 6%.(ПРИЛ. 1)

В пятом классе, по сравнению с годовыми оценками за 4-ый класс, качественная успеваемость по русскому языку  по результатам первого полугодия выросла на 16,6% ,   уровень обученности - на 22%.  У обучающихся седьмого класса  за полтора года работы наблюдается  рост качественной успеваемости на 19%, уровня обученности - 19,7%.  В шестом классе  по сравнению с годовыми оценками за 4-ый класс, качественная успеваемость повысилась на 16,7%, уровень обученности - 8,7%.

Итоговая аттестация по русскому языку  и литературе в 11 классе (2005-2006 учебный год,  изложение с творческим заданием)  показала, что обучающиеся хорошо справились с заданием и подтвердили годовые оценки.  Данным видом контроля было охвачено 95% выпускников. Одна ученица сдавала ЕГЭ как обязательный  предмет и также подтвердила годовую оценку "хорошо". (ПРИЛ.3)

  Увеличилось количество учащихся, принимающих участие  в предметных олимпиадах школьного уровня:  

 в  2004 г. - 11 чел.;      в 2005 г. -  16 чел. (на 45%);

    в 2006 г. -  22 чел. (на 100%)  (ПРИЛ. 4).

 

В районных олимпиадах по русскому языку и литературе  по решению педагогов района  участвовало  в 2004 и 2005 годах по два человека от параллели.  Так как  на муниципальном уровне в олимпиаде участвуют лишь учащиеся старших классов,  в 2006 году  на этом уровне  мои ученики участие не принимали.

По  результатам исследования  в течение двух лет школьной мотивации учащихся 6 класса  можно сделать следующие  выводы:  у детей сложилось эмоционально благополучное отношение  к школе и учению, обучающиеся готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. По сравнению с прошлым годом, мотивация повысилась на 30%  ( Прил. 5)

Развитию познавательной активности, повышению интереса обучающихся  к русскому языку и литературе способствует  исследовательская деятельность.

Проекты, исследовательские работы ученики пишут с 5-го класса. Работа эта ведется систематически. (ПРИЛ.7)

В 2004 году на городской конкурс была представлена одна работа (1 категория).

В 2005 году в первом районном конкурсе  творческих,  исследовательских работ приняли  участие 2 учащихся. Обе работы подтвердили заявленные высшие категории.  Причем исследовательская работа по теме "Историческая основа и жанровое своеобразие  произведения Б.Акунина "Турецкий гамбит" была отмечена среди лучших  и оставлена по решению жюри в музее Управления образования. (ПРИЛ.6,  6/1)

В 2006-2007 учебном году  в районном конкурсе примут участие 2 ученицы. (ПРИЛ.8)

За  добросовестный труд  распоряжением Главы администрации муниципального образования г. Барабинска  занесена  на Доску  Почета (прил.8/1, 8/2)

 

 Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе.

    Большую роль для повышения мотивации учащихся играет внеурочная деятельность.  В школе действует литературный клуб, который посещают  и учащиеся 1-4 классов. Виды деятельности -  самые разнообразные.  Это  подготовка и проведение предметных олимпиад,  литературных праздников и гостиных,  выпуск  газеты "Школьный экспресс"  (ПРИЛ. 9), участие в конкурсах различного уровня, начиная с внутришкольных  и заканчивая российскими.

На счету учащихся немало побед.

2003 год  - первое место в городской олимпиаде по русскому языку,

                                    8-е место  в  областной (ПРИЛ.10, 11)

2004 год - первое место в городской олимпиаде по русскому языку и участие в областной  (ПРИЛ.12)

2003 год. 

 1. Участие наравне со студентами 1-3 курса  в Олимпиаде                              по  русскому языку Куйбышевского филиала   НГПУ.                     Результаты:  2-е место, 4-е, 8-е и 10 (ПРИЛ.13 и 14 )

2.Участие в областном конкурсе "Сибирячка". Участница          

стала лауреатом и награждена  двумя дипломами:  Российского детского фонда (Новосибирское отделение) и  газеты Рост.

(ПРИЛ.15 и 16)

3.Участие   театрального коллектива "ТЕА-БЛЮЗ" в городском конкурсе "Театральная весна" ( 3-е место ) (ПРИЛ.17)

4. Участие в областном  литературно-краеведческом конкурсе "Отчий мир".  Публикация произведений (ПРИЛ.18)

5.   Участие школьной команды КВН в областном  этапе. (ПРИЛ.19)                                                  

2004 год.   

  1. Первое место в областном  конкурсе сочинений и творческих   

     работ    "Если бы я был начальником ГИБДД".  (ПРИЛ.20)

2. Участие в городском конкурсе "Лес в литературном творчестве"

     2 место         (ПРИЛ.22)

2005 год  

1 . Участие в фестивале "Салют, Победа!". Учащийся получил                            Диплом лауреата,   руководитель -  грамоту за активную работу по развитию творческих   способностей школьников.(ПРИЛ.24)

2. В третьем сборнике  "Отчий мир" напечатано стихотворение

    ученицы "Сибирячка" (прил.23)  

 2006-2007  1.   Диплом первой степени за участие в районном                    фестивале детского и юношеского творчества  "Юные таланты                    Сибири" в номинации "Литературно-поэтическое творчество"                       (ПРИЛ.25)    

2. Участие в областном туре  конкурса "Подрост". Стихотворения                     ученицы  вошли в  сборник  литературных   произведений.

                         (ПРИЛ.26)  

3. Ученик 7 класса принял участие в российском конкурсе сочинений "Мои каникулы" (прил. 26/1)

4. Семь учащихся отправили свои стихотворения на  областной конкурс "Отчий мир" (прил.26/2)

 

На протяжении всех лет  члены литературного клуба  выступают на школьных, городских и районных мероприятиях с авторскими сценариями.

 2004г. -  приветствовали педагогов на августовской конференции;

2005г. - на районном празднике - "Часе выпускников" (прил.   26/3);

На торжественном собрании, посвященном Дню работников сельского хозяйства; 

Представляли "Школьную страничку" на Дне города.              

                    

Деятельность в качестве классного руководителя.

    С учащимися 6 класса  в качестве классного руководителя работаю второй год.   Решение многих проблем  воспитания вижу в использовании  личностно - ориентированного  подхода.  Основные принципы личностно-ориентированного подхода:

1.        Принцип самоактуализации.  В каждом ребенке существует потребность  в актуализации  своих интеллектуальных,  коммуникативных,  художественных и физических способностей.  Стараюсь  побудить и поддержать  стремление учащихся к проявлению и  развитию своих природных и социально-приобретенных  возможностей.

2.        Принцип  индивидуальности. Учитываю не      только индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействую  их дальнейшему развитию. Каждый член  школьного коллектива  должен стать самим собой, обрести, постичь свой образ.

3.        Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь  тому человеку, который реально обладает объектными полномочиями и умело использует их в  построении деятельности, общения и отношений. Стараюсь помочь ребенку стать  подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать  формированию и обогащению  его субъектного опыта.

4.        Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы  учащийся жил, учился  и воспитывался в  условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов  организации учебно-воспитательного процесса и  жизнедеятельности в классе и школе.

5.        Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок  выявляет свои способности, узнает о сильных  сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего "я".

6.        Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка,  доверие к нему,  поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению - вот что поможет ему обрести себя.

 Одна из основных форм работы с детьми - классный час.  Тематика классных часов составляется совместно с детьми и родителями. В классе следует отметить благоприятный психологический климат.(прил.27/2)   За полтора года работы учащиеся несколько раз ходили в туристические походы  (ПРИЛ.27),   ездили в ТЮЗ в г. Новосибирск, провели много интересных мероприятий, на которые приглашались родители, гости (ПРИЛ. 30). Все шестиклассники посещают кружок "Начальное техническое моделирование" на станции юных техников (прил. 28)  В 2006 году семья  учащегося шестого класса приняла участие в Открытом Всероссийском  Конкурсе  творческих работ  учащихся «Моя классная – самая классная!!!» ( ПРИЛ. 29).

Классный руководитель поддерживает тесный контакт с родителями через дневники, электронную почту,  телефон, посещения  уроков и внеклассных мероприятий.   Родители  регулярно посещают  «Школу для родителей». (ПРИЛ.32, 32-А).  В плане воспитательной работы  классным руководителем  разработан  цикл лекций (тематика также выбрана родителями).

За   период с 2004  по 2007 год  у учащихся  отсутствуют правонарушения.

 ( ПРИЛ.31).

По сравнению с началом  2005-2006 учебного года следует отметить  активизацию работы членов ученического самоуправления.  В классе создана  обстановка, при которой  каждый учащийся  ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед классом. Дети чувствуют всю сложность  социальных отношений, у них формируется социальная позиция, они могут определить  свои возможности в реализации  лидерских функций.

 Учебный сектор осуществляет  контроль за готовностью  учащихся к уроку (наличие дневника, учебников, школьных принадлежностей),  в классе организована взаимопомощь. Хозяйственный сектор регулярно следит за осуществлением дежурства,  своевременно организуют  и проводят  генеральные уборки. Культурно-массовый сектор  оказывает помощь классному руководителю в  подготовке и  проведении  классных часов,  праздников.  Члены спортивного сектора  организуют спортивно-массовую работу. Координирует работу всех секторов староста.  У каждого учащегося имеется общественное поручение. Систематически   подводятся итоги, заслушиваются отчеты членов ученического самоуправления  о проделанной работе на классных  собраниях, заседаниях родительского комитета.

Активно участвуют  учащиеся  6 класса в общественной жизни школы, района и области ( ПРИЛ.33)  В 2005 году в районном конкурсе «Папа, мама, я – дружная семья» семья ученика 6-го класса заняла 2-е место (ПРИЛ.34-А). В 2006 году одна ученица заняла 2-е место в районном конкурсе сочинений в рамках декады «Добра и милосердия». (ПРИЛ 35) ,  другая – первое место в районном конкурсе «Дочки – матери» (ПРИЛ.36),  один учащийся принял участие в Российском   фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» , который проводил издательский дом «Первое сентября» (ПРИЛ.38).  Кружковая работа также  приносит свои   положительные результаты.  Зная индивидуальные способности детей, классный руководитель советует посещать те или иные кружки, следит за их успехами. Достижения ребенка вне школы становятся гордостью всего класса. Такое отношение дисциплинирует детей, заставляет  серьезнее относиться к занятиям в кружках и секциях.  Каждый выбрал занятие по интересам.  Имеются уже  достаточно высокие достижения.  Шестиклассник занял 3-е место в первенстве Новосибирской области по каратэ (ПРИЛ.34), команда  мальчиков  -  3-е место в турнире по мини-футболу на приз «Подснежник» (ПРИЛ.39).

Ученики 6-го класса  занимают активную жизненную позицию, стремятся быть принципиальными, честными, высказывать и в корректной форме отстаивать свою точку зрения.  Третья часть класса занимается литературным творчеством, пишет заметки в  школьную газету (ПРИЛ. 37).

Шестиклассники принимают посильное участие в решении проблем местного социума.  Они оказывают помощь ветеранам войны и труда, живущим  в микрорайоне. К 60-летию Победы участвовали в акции "Дети и молодежь Сибири - ветеранам войны". (ПРИЛ.40).  Дети посетили ветеранов, собрали воспоминания о войне. К 61-ой годовщине они приняли участие в акции "Платок памяти".  Ветеранам были вручены памятные сувениры. (ПРИЛ.40-А)

 

  Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных,  в процессе  обучения и в воспитательной работе.

В нашей школе  с 2001 года функционируют лицейские классы, учащиеся углубленно изучают математику и физику. В 2005 году заключен договор о сотрудничестве с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники ( ПРИЛ.41).  Создан профильный 10 класс (информационно-технологический профиль), на изучение информатики в нем отводится 6 часов в неделю.. Предпрофильная подготовка по этому направлению ведется  в седьмом и восьмом классах. На изучение русского языка и литературы отводится минимум учебного времени (в 11 классе: русский язык - 1 час, литература - 3 часа  в неделю). Чтобы добиться хорошего усвоения обучающимися учебного материала, учителю русского языка и литературы (как, впрочем,  и других предметов) просто необходимо обращаться к информационным технологиям.  Но чтобы использовать их, нужно  самим  хорошо знать компьютер. Именно поэтому  я  прошла  обучение  в центре информационных технологий по программе Intel "Обучение для будущего".  И  не только прошла, но и стала  лауреатом  в районном конкурсе проектов по данной программе (ПРИЛ. 42) 

    В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике - четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала, персональный компьютер, как средство самообразования.  Урок с использованием ИКТ - это  наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит  время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю работать с учеником дифференцированно и  индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать  и оценить результаты обучения.

В практике работы для осуществления контроля знаний использую тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет. Наше образовательное учреждение имеет доступ к ресурсам Всемирной сети,  создана собственная Интернет-страница, на которой  располагаются методические разработки, учебные программы, работы учащихся. .

Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае учитель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста. Ему, при необходимости, помогает  учитель информатики и (или) лаборант компьютерного класса.

   Современные информационные технологии используются при иллюстрировании учебного материала, (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы). В нашей школе создана медиатека. Очень часто мы просматриваем и обсуждаем  отрывки из  художественных и документальных фильмов (экранизация художественных произведений). При  создании слайд-фильмов используются отрывки из сочинений учащихся, стихи. В 2005-2006 учебном году на  областной конкурс "Компьютеный гений " был отправлен  фильм  "Наш город",  который сопровождался  отрывками из детских сочинений (ПРИЛ. 44)  Творческие работы  обучающихся были использованы также при создании фильмов "Наша школа", "Учитель…Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…" На уроках литературы даже в 5-х, 6-х классах,  а также во внеклассной работе  все чаще и чаще используются  презентации (ПРИЛ. 50)   Созданная презентация иллюстративного и информационного  материала (набор слайдов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), позволяет  решить, например,  проблему раздаточного материала. На уроке можно организовать  работу по сопоставлению  и сравнению иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Компьютер  помогает в этом случае  каждому ученику поработать с  предложенным материалом индивидуально (внимательно  рассмотреть  слайды и произвести детальный анализ).

   При  демонстрации слайдов часто объединяются  такие элементы, как  речь, зрительный ряд,  музыкальное оформление. Интересна и такая форма, как заочная экскурсия, которая позволит ученику окунуться в атмосферу того времени, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями.   Использование технологий позволяет осуществлять  сопоставление  литературных произведений с    другими видами искусств. Например, учащимся можно  предложить задание: выбрать полюбившееся стихотворение  из творчества Б.Пастернака, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение).    Такая работа способствует повышению интереса к изучению предмета, расширяет кругозор учащихся.

   Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифовом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари. В  данное время очень остро стоит  вопрос о создании  электронных книг и учебников по русскому языку и литературе.   Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте. Педагог   и учащиеся обмениваются информацией с помощью электронной почты. Учащийся может выслать результаты самостоятельной работы педагогу и получить оценку, не дожидаясь очередного урока.

  На уроках русского языка и литературы часто использую  материалы из сети  Интернет (видео-лекции с образовательных сайтов и другие  Интернет-ресурсы.

Активно участвуют обучающиеся в телекоммуникационных конкурсах  "Дуновение вдохновения" (ПРИЛ.45 ),  "Портфолио" (ПРИЛ. 38).

 Интернет-образование представляет гибкие условия для образования одаренных и "трудных" детей, особенно если используются различные формы дистанционной работы с ними. Просто необходимо в наше время использовать и такие средства дистанционных коммуникаций как тематические списки, рассылки, издание электронного журнала. Например, в нашей школе созданы списки-рассылки учеников, родителей школы. В этом случае одно сообщение получают все лица, занесенные в эти списки. Это могут быть задания, приглашения на групповую консультацию или родительское собрание. Используя информационные технологии, у педагога появляется возможность обеспечить учеников всеми видами учебных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения (CD-ROM), дискета, аудиакассета, видеокассета, бумажные пособия ("кейс-технология").

Положительный эффект употребления информационных технологий заключается еще и в том, что  современный ученик  может по своему  усмотрению иллюстрировать  изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно  пересоздавать любой текст, полученный из сети. Иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды, используемой для решения различных дидактических задач (например, познавательных, информационных, культурологических и др.). Известно (исследования института "Евролингвист", Голландия), что большинство людей запоминает  5% услышанного и  20% увиденного. Одновременное использование  аудио- и видеоинформации  повышает запоминаемость  до 40-50%.  

Информационные технологии используются и во внеклассной работе. В 2006 году команда  шестиклассников  приняла участие в пятой Международной Интернет-олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты – 2006». В Олимпиаде приняли участие  289 команд из 56 городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Эстонии. Команда заняла десятое место. (ПРИЛ.46).

За большой вклад в развитие образования Новосибирской области, внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей учитель награжден  Почетной грамотой Главы администрации Новосибирской области Толоконского В.А. (ПРИЛ.47)

5. Обобщение  и распространение  собственного  педагогического опыта.

Учитель делится опытом работы с коллегами.   

С момента образования КФ НГПУ  является руководителем педагогической практики студентов   филологического факультета. (прил.51), дает открытые уроки, мастер-классы для  коллег, руководителей (ПРИЛ, 48, 49).  Выступает на семинарах  учителей – предметников  и  руководителей. В 2007 году участвует в  во Всероссийской научно-практической конференции , представила в оргкомитет  статью для опубликования .     

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Была победителем городского и участницей  третьего областного конкурса  "Учитель года - 92" (ПРИЛ.48, 49).

В 2006 году приняла участие в районном конкурсе проектов по программе Intel "Обучение для будущего", награждена  грамотой лауреата. (ПРИЛ. 42)

6 Повышение квалификации н профессиональная  подготовка, в том числе обучение в аспирантуре.

Своевременно проходит курсы повышения квалификации:

2006г.  КФ НГПУ .  Профильное обучение русскому языку и литературе. (72 часа)

2006г.  НИПКиПРО   "Управление организацией предпрофильной подготовки и профильного обучения" (108 часов)

2005 г.  Центр информационных технологий Барабинского района. Программа Intel

2003 г. .  НИПКиПРО   "Особенности управления образовательным учреждением  в условиях  правового образовательного пространства" (108 час)